Рекордный перелет через Северный полюс

chkalov17 июня, в Щелково-3 (п. Чкаловский) состоялись торжественные мероприятия, посвященные 80-летию рекордного перелета Валерия Чкалова в США через Северный полюс.

На территории  школы №12 состоялось открытие бюста советского летчика-испытателя Валерия Чкалова, также в рамках торжеств была открыта мемориальная доска, посвященная перелету через Северный полюс, у Дворца культуры имени В.Чкалова и заложена аллея Героев в сквере у мемориала “Вечный огонь”. Торжественным маршем прошли колонны авиаторов чкаловского гарнизона, десантников из Медвежьих озер, кадетов летной школы из Монино и сводный взвод Юнармии. От Звёздного городка в праздновании принимали участие школьники школы им. В.М. Комарова и юнармейцы под руководством Алексея Шошина.

18 июня  исполнилось  80 лет рекордному перелету Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александрв Белякова.

В этот день 1937 г. с аэродрома Щелково (ныне Чкаловский) взлетел самолет АНТ-25 с экипажем в составе: Валерий Чкалов (1-й пилот), Георгий Байдуков (2-й пилот) и    Александр Байдуков (штурман).Сразу же после взлета, самолет взял курс на Северный полюс.

Так начался рекордный перелет советских летчиков через Арктику в США. Молодая страна Советов стремительно развивала свою науку и промышленность, особое внимание уделялось развитию отечественной авиации. Строились авиазаводы, в конструкторских бюро молодые инженеры проектировали новые самолеты. Движение “Комсомолец на самолет” дало стране тысячи подготовленных летчиков.

В полете экипаж подстерегало немало неожиданных неприятностей. Прежде всего, самолет часто входил в зону циклонов, облачности, вследствие чего покрывался слоем льда. Приходилось бороться с обледенением крыльев и винта. Для этого самолет поднимался выше уровня облачности, до 6000 м, но на такой высоте уже не хватало кислорода, поэтому приходилось пользоваться кислородными масками. В условиях недостаточной видимости самолет нередко приходилось вести «вслепую», исключительно по приборам. Несмотря на все «сюрпризы», чкаловский экипаж 19 июня 1937г. достиг побережья Канады. Однако долететь в намеченный пункт прибытия Сан-Франциско не получилось: в баках кончалось топливо. Экипаж принял решение посадить самолет на аэродроме Ванкувера в американском штате Вашингтон. Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, длительность — 63 часа 16 минут.

Для того времени это был совершенно беспримерный полет и выдающееся достижение советских авиаторов. Они моментально стали в США звездами первой величины, их везде встречали толпы американцев, в Вашингтоне летчиков принял президент Рузвельт. На родине Валерия Чкалова и его товарищей, которые уже были Героями Советского Союза, наградили орденами Красного Знамени. Во время возвращения морским путем в Советский Союз Чкалов, Байдуков и Беляков пользовались за рубежом почти таким же вниманием, как и через 24 года Юрий Гагарин.

Беспосадочный перелет в США стал триумфом отечественной авиации, показал возможности техники и уровень квалификации летчиков, поднял престиж Советского Союза в мире. Это был первый в истории перелет через Северный полюс.